Турист Юлия Гончаренко (julykum)
Юлия Гончаренко — была вчера 23:58
Purity
Фотоальбом

Рождественские истории

iPhone 13 Pro
36 39

Что будет если одну и ту же историю — историю о любви и ненависти, отчаянии и надежде, геноциде и рождении, доброте и жестокосердии, долгой дороге и обретении приюта, глубокой тьме и воссиявшей новой звезде — расскажут разные люди? Люди, говорящие на разных языках, живущие в разных странах, имеющие разный социальный бэкграунд и являющиеся ностителями разных культурных кодов? Получится многоголосый хор, раздающийся со всех концов планеты Земля. Хор, который объединяют Вера, Надежда и Любовь. Хотите его послушать? Вернее, посмотреть? Тогда приглашаю вас на выставку рождественских вертепов в замок-музей Гленкерн, в штате Пенсильвания.

Рождественский вертеп в Амазонском стиле. Глина, 2016 г. Изготовлен семьей Мамани из Перу. Персонажи истории о рождении Иисуса Христа представлены семьей аборигенов Шипибо-Канибо - племени, проживающем по берегам реки Укайяли в сельве Амазонки. Христианство, принесенное на эти земли в XVII в испанскими миссионерами, причудливо переплелось с анимизмом и шаманизмом - верованиями коренного населения. Как результат того: в амазонском вертепе волхвы несут новорожденному Спасителю дары сельвы (черепаху, плоды какао и бананы), а традиционных европейских быка и осла заменили более привычные для перуанцев дикий кабан и тапир.
Рождественский вертеп в Амазонском стиле. Глина, 2016 г. Изготовлен семьей Мамани из Перу. Персонажи истории о рождении Иисуса Христа представлены семьей аборигенов Шипибо-Канибо - племени, проживающем по берегам реки Укайяли в сельве Амазонки. Христианство, принесенное на эти земли в XVII в испанскими миссионерами, причудливо переплелось с анимизмом и шаманизмом - верованиями коренного населения. Как результат того: в амазонском вертепе волхвы несут новорожденному Спасителю дары сельвы (черепаху, плоды какао и бананы), а традиционных европейских быка и осла заменили более привычные для перуанцев дикий кабан и тапир.
Джуди Гибсон Кинг. США, 2007, 2015 гг. Полимерная глина, дерево, металл. Джуди Кинг известна своми "неканоническими" вертепами. Например, в этой композиции младенца Христа держит на руках отец - Иосиф, а уставшая Мария дремлет, положив голову ему на колени. Маленький любопытный ангел сверху подсмативает за святым семейством.
Джуди Гибсон Кинг. США, 2007, 2015 гг. Полимерная глина, дерево, металл. Джуди Кинг известна своми "неканоническими" вертепами. Например, в этой композиции младенца Христа держит на руках отец - Иосиф, а уставшая Мария дремлет, положив голову ему на колени. Маленький любопытный ангел сверху подсмативает за святым семейством.
Вторая часть композиции Джуди Кинг. Здесь Дева Мария, беременная Иисусом Христом (в голубом платье), разговаривает со своей родственницей - Святой Елизаветой, беременной Иоанном Крестителем.
Вторая часть композиции Джуди Кинг. Здесь Дева Мария, беременная Иисусом Христом (в голубом платье), разговаривает со своей родственницей - Святой Елизаветой, беременной Иоанном Крестителем.
Сепп Калс, Австрия. Дерево, 1953 г. С. Калс был известен как скульптор, специализующийся на фигурах для церковных алтарей. Герои его лаконичного вертепа - только Святое семейство, без животных и волхвов. В этой композиции примечательна масляная лампа в руках Святоого Иосифа. Согласно откровениям Св Бриггиты Шведской (XIV в) в момент рождения Христа по всей пещере разлился  чудесный яркий свет, который затмил скудный огонек свечи, зажженой Св Иосифом. Откровения эти стали популярными в народе, и уже с  XV в в живописи появилась традиция изображать мужа Девы Марии со свечой или лампой. Этот же сюжет повторил в своем вертепе и австрийский скульптор.
Сепп Калс, Австрия. Дерево, 1953 г. С. Калс был известен как скульптор, специализующийся на фигурах для церковных алтарей. Герои его лаконичного вертепа - только Святое семейство, без животных и волхвов. В этой композиции примечательна масляная лампа в руках Святоого Иосифа. Согласно откровениям Св Бриггиты Шведской (XIV в) в момент рождения Христа по всей пещере разлился чудесный яркий свет, который затмил скудный огонек свечи, зажженой Св Иосифом. Откровения эти стали популярными в народе, и уже с XV в в живописи появилась традиция изображать мужа Девы Марии со свечой или лампой. Этот же сюжет повторил в своем вертепе и австрийский скульптор.
Кловис Матиас де Мура, Бразилия, 1988 г. Обожженая, раскрашенная глина. Кловис - художник из небольшого местечка Каруару, знаменитого своими статуэтками. Он считается творческим преемником бразильской легенды-керамиста Виталины Перейра дос Сантоса (1909 -1963). С тем только отличием, что Виталино никогда не делал фигурки святых и композиции для вертепов из обожженый глины. Дос Сантос полагал, что обжигание фигурок в гончарной печи равносильно горению в гиене огненной и никак не мог допустить, чтобы даже символические изображения святых подвергались такому святотатству. К счастью, его ученик придерживается более современных взглядов на этот вопрос.
Кловис Матиас де Мура, Бразилия, 1988 г. Обожженая, раскрашенная глина. Кловис - художник из небольшого местечка Каруару, знаменитого своими статуэтками. Он считается творческим преемником бразильской легенды-керамиста Виталины Перейра дос Сантоса (1909 -1963). С тем только отличием, что Виталино никогда не делал фигурки святых и композиции для вертепов из обожженый глины. Дос Сантос полагал, что обжигание фигурок в гончарной печи равносильно горению в гиене огненной и никак не мог допустить, чтобы даже символические изображения святых подвергались такому святотатству. К счастью, его ученик придерживается более современных взглядов на этот вопрос.
Камерун, ранние 1990е гг. Этот вертеп с 17-ю фигурами изготовлен художником из Пресветерианского ремесленного центра Камеруна. Персонажи вылеплены из глины, обожжены в гончарной печи и окрашены в специальном растворе из эвкалипта, который придал им роскошный бронзовый оттенок. Звери у яслей Христа представлены традиционными для африканцев домашними животными: бараном, верблюдом и коровой-зебу.
Камерун, ранние 1990е гг. Этот вертеп с 17-ю фигурами изготовлен художником из Пресветерианского ремесленного центра Камеруна. Персонажи вылеплены из глины, обожжены в гончарной печи и окрашены в специальном растворе из эвкалипта, который придал им роскошный бронзовый оттенок. Звери у яслей Христа представлены традиционными для африканцев домашними животными: бараном, верблюдом и коровой-зебу.
Республику Камерун, расположенную на Западном побережье Центральной Африки, называют "Африкой в миниатюре" благодаря его географическому и культурному разнообразию. Там можно найти горы, пустыни, саванну, джунгли, океанский берег. В состав населения входит более 200 этнических групп, исповедующих христианство, ислам и анимализм.
Республику Камерун, расположенную на Западном побережье Центральной Африки, называют "Африкой в миниатюре" благодаря его географическому и культурному разнообразию. Там можно найти горы, пустыни, саванну, джунгли, океанский берег. В состав населения входит более 200 этнических групп, исповедующих христианство, ислам и анимализм.
Хайнц и Адольф Хайнцеллеры. Крашеное дерево. Германия, 1959 г. (Обратите внимание: и в этой композиции Св Иосиф держит в руках лампу!) Отец и сын Хайнцеллеры родом из немецкого Обераммергау, знаменитого не только расписными домиками, но и резчиками по дереву. Семейный бизнес, основанный Хайнцем в 1945 г, процветает и поныне: вертепы Хайнцеллеров очень популярны среди коллекционеров. Венцом творения резчиков смело можно считать  рождественскую композицию высотой в 1,2 м, изготовленную в 1965 г специально для Вестминстерского аббатства. Вертеп этот, кстати, до сих пор используется каждое Рождество.
Хайнц и Адольф Хайнцеллеры. Крашеное дерево. Германия, 1959 г. (Обратите внимание: и в этой композиции Св Иосиф держит в руках лампу!) Отец и сын Хайнцеллеры родом из немецкого Обераммергау, знаменитого не только расписными домиками, но и резчиками по дереву. Семейный бизнес, основанный Хайнцем в 1945 г, процветает и поныне: вертепы Хайнцеллеров очень популярны среди коллекционеров. Венцом творения резчиков смело можно считать рождественскую композицию высотой в 1,2 м, изготовленную в 1965 г специально для Вестминстерского аббатства. Вертеп этот, кстати, до сих пор используется каждое Рождество.
Лорейн Жендрон. Луизиана, США. Акриловая роспись по дереву. 2014 г. Еще один вертеп с национальным колоритом. На этот раз каджунским. Каджуны (также известные как Луизианские Акадианцы) - франкоговорящая этническая группа потомков переселенцев из Канадской Акадии (бывшей французской колонии). Младенец Христос, согласно представлениям каджунов, возлежит в пироге - лодке, в которой удобно передвигаться по луизианским болотам - байю. Дева Мария одета в традиционные акадианские одежды, а Святой Иосиф держит в руках раков, которые считаются главным луизианским специалитетом. Ангел Господень лакомится арбузом, а пастухи представлены разновидовой группой в лице охотника и двух биглей.
Лорейн Жендрон. Луизиана, США. Акриловая роспись по дереву. 2014 г. Еще один вертеп с национальным колоритом. На этот раз каджунским. Каджуны (также известные как Луизианские Акадианцы) - франкоговорящая этническая группа потомков переселенцев из Канадской Акадии (бывшей французской колонии). Младенец Христос, согласно представлениям каджунов, возлежит в пироге - лодке, в которой удобно передвигаться по луизианским болотам - байю. Дева Мария одета в традиционные акадианские одежды, а Святой Иосиф держит в руках раков, которые считаются главным луизианским специалитетом. Ангел Господень лакомится арбузом, а пастухи представлены разновидовой группой в лице охотника и двух биглей.
Волхвов в каджунском вертепе представляет следующее трио: джазовый музыкант, французский шеф-повар и луизианский индеец. Привычных европейцам осла, овцу и быка заменили более знакомые луизианцам енот, броненосец и аллигаторы.
Волхвов в каджунском вертепе представляет следующее трио: джазовый музыкант, французский шеф-повар и луизианский индеец. Привычных европейцам осла, овцу и быка заменили более знакомые луизианцам енот, броненосец и аллигаторы.
Аллигаторы вообще зачотные. Такие вот барашки топей. )))
Аллигаторы вообще зачотные. Такие вот барашки топей. )))
Эмиль Томанн, Швейцария. Дерево, 1937 г. Еще один лаконичный вертеп из дерева, на этот раз в эстетике ар-деко. Обратите внимание: и здесь Иосиф держит в руках лампу! Мне очень нравится, что лучи Вифлеемской звезды словно образовывают укрытие для Святого семейства.
Эмиль Томанн, Швейцария. Дерево, 1937 г. Еще один лаконичный вертеп из дерева, на этот раз в эстетике ар-деко. Обратите внимание: и здесь Иосиф держит в руках лампу! Мне очень нравится, что лучи Вифлеемской звезды словно образовывают укрытие для Святого семейства.
Мастерская Петра Ригра. Олово. Чехия, 1990е гг. Петр живет у подножья гор Орлик, в регионе который с давних времен славится мастерскими, работающими с оловом. Самоучка, он начил отливать фигурки для вертепов еще в антирелигиозные советские времена. Тогда ему приходилось представлять их на суд специальной комиссии, и в сопроводительной документации политкорректно указывать не "фигурки для рождественских вертепов", а "фигурки с народными мотивами".
Мастерская Петра Ригра. Олово. Чехия, 1990е гг. Петр живет у подножья гор Орлик, в регионе который с давних времен славится мастерскими, работающими с оловом. Самоучка, он начил отливать фигурки для вертепов еще в антирелигиозные советские времена. Тогда ему приходилось представлять их на суд специальной комиссии, и в сопроводительной документации политкорректно указывать не "фигурки для рождественских вертепов", а "фигурки с народными мотивами".
Коптский вертеп, объединяющий два сюжета: рождение Христа и Бегство в Египет. Раскрашенная глина. Египет, 2010е гг. Согласно статистике, в мире насчитывают больше 10 млн коптских православных христиан, в основном проживающих в Верхнем Египте. Фигурки, изготовленные для этого вертепа в гончарных мастерских Каира и Ахмима, носят одеяния, характрерные для данного региона.
Коптский вертеп, объединяющий два сюжета: рождение Христа и Бегство в Египет. Раскрашенная глина. Египет, 2010е гг. Согласно статистике, в мире насчитывают больше 10 млн коптских православных христиан, в основном проживающих в Верхнем Египте. Фигурки, изготовленные для этого вертепа в гончарных мастерских Каира и Ахмима, носят одеяния, характрерные для данного региона.
Напомню, что Египет упоминаются во многих библейских сюжетах. Самый популярный - описанное в Евангелии от Матфея бегство Святого семейства в Египет. Чтобы избежать избиения младенцев, произведенного про указанию царя Ирода, Иосиф, Мария и младенец Иисус пустились в новое странствие. Коптские христиане очень любят эту историю, на базе которой в народе даже родилось несколько легенд.
Напомню, что Египет упоминаются во многих библейских сюжетах. Самый популярный - описанное в Евангелии от Матфея бегство Святого семейства в Египет. Чтобы избежать избиения младенцев, произведенного про указанию царя Ирода, Иосиф, Мария и младенец Иисус пустились в новое странствие. Коптские христиане очень любят эту историю, на базе которой в народе даже родилось несколько легенд.
Бернис Стро Сендстрем. США, 1985 г. Проволока, бумага, дерево и ткань. Бернис - местная жительница, уроженка Брин Афин (городок, где находится замок-музей Гленкерн). Еще ребенком она начала мастерить кукол из проволоки и бумаги, с прорисованными лицами. Первый вертеп она создала в  1937 г. для своих собственных детей. Потом пошли заказы от друзей и соседей, и, в итоге, ее рождественские композиции стали очень популярны среди местного населения. Конечно же, один из ее вертепов не мог не украсить коллекцию музея Гленкерн.
Бернис Стро Сендстрем. США, 1985 г. Проволока, бумага, дерево и ткань. Бернис - местная жительница, уроженка Брин Афин (городок, где находится замок-музей Гленкерн). Еще ребенком она начала мастерить кукол из проволоки и бумаги, с прорисованными лицами. Первый вертеп она создала в 1937 г. для своих собственных детей. Потом пошли заказы от друзей и соседей, и, в итоге, ее рождественские композиции стали очень популярны среди местного населения. Конечно же, один из ее вертепов не мог не украсить коллекцию музея Гленкерн.
Мэри Сендстрем Купер. США, 2012 г. Дерево, проволока, ткань, бумага. Мэри - дочь Бернис, которая пошла по материнским стопам. После смерти мамы ей достался целый шкаф, заполненный материалами для новых фигурок. Воспоминания о Бернис и детстве, проведенном в Швеции (как я поняла, семья Сендстрем какое-то время жила там), подтолкнули Мэри тоже заняться созданием вертепов. И в этом она весьма преуспела.
Мэри Сендстрем Купер. США, 2012 г. Дерево, проволока, ткань, бумага. Мэри - дочь Бернис, которая пошла по материнским стопам. После смерти мамы ей достался целый шкаф, заполненный материалами для новых фигурок. Воспоминания о Бернис и детстве, проведенном в Швеции (как я поняла, семья Сендстрем какое-то время жила там), подтолкнули Мэри тоже заняться созданием вертепов. И в этом она весьма преуспела.
Лилиана Мера Лиме. Доминикана, 1980е гг. Глина. Среди доминиканских сувениров есть уникальные, которые можно купить только на острове. Это так называемые "фигурки без лица". Придумала их именно Лилиана Лиме в 1981 г. Как поясняет сама художница, эти безликие фигуры символизируют расовый, этнический и культурный микс, которым характеризуется население острова. И Спаситель, и его родители, и ангел, и волхвы, могут быть какой угодно расы и говорить на каком угодно языке.
Лилиана Мера Лиме. Доминикана, 1980е гг. Глина. Среди доминиканских сувениров есть уникальные, которые можно купить только на острове. Это так называемые "фигурки без лица". Придумала их именно Лилиана Лиме в 1981 г. Как поясняет сама художница, эти безликие фигуры символизируют расовый, этнический и культурный микс, которым характеризуется население острова. И Спаситель, и его родители, и ангел, и волхвы, могут быть какой угодно расы и говорить на каком угодно языке.
Хейхельм Дизайн, Дания, 2014. Дерево. Основатель Хейхельм Дизайн - Пер Хенниг Хейхельм - изучал медицину, но однажды ему в руки попался хороший кусок дерева, из которого он вырезал своего первого рождественского ангела. После этого человек в буквальном смысле пропал, увлекшись резьбой по дереву. В поисках идеального материала для фигурок, он исколесил всю Данию и в итоге осел на острове Фунен (место, где родился Ганс Христиан Андерсен). После его смерти в 1974 г управление мастерской взяла на себя его дочь, Еллен. Она до сих пор, вместе со своим мужем, вручную расписывает все изделия. Для своих фигурок мастерская использует в основном дуб и бук, предпочитая простые геометрические формы и узоры.
Хейхельм Дизайн, Дания, 2014. Дерево. Основатель Хейхельм Дизайн - Пер Хенниг Хейхельм - изучал медицину, но однажды ему в руки попался хороший кусок дерева, из которого он вырезал своего первого рождественского ангела. После этого человек в буквальном смысле пропал, увлекшись резьбой по дереву. В поисках идеального материала для фигурок, он исколесил всю Данию и в итоге осел на острове Фунен (место, где родился Ганс Христиан Андерсен). После его смерти в 1974 г управление мастерской взяла на себя его дочь, Еллен. Она до сих пор, вместе со своим мужем, вручную расписывает все изделия. Для своих фигурок мастерская использует в основном дуб и бук, предпочитая простые геометрические формы и узоры.
Эфиопия, 1990е гг. Проволока, ткань. Христианство пришло в Эфиопию в 4 веке. Сейчас конфессия Эфиопской православной церкви составляет 38 млн верующих. Согласно канонам этой церкви изображения святых должны быть только двухмерными (иконы), трехмерные изображения (скульптуры) считаются первым шагом к идолопоклонству. К счастью, в современном мире, под влиянием других культур, искусство отступает от замшелых стереотипов, и на туристических рынках можно найти и трехмерные рождественские композиции. Например, вот эту, где волхвы носят традиционные эфиопские белые хлопковые одежды - шамма.
Эфиопия, 1990е гг. Проволока, ткань. Христианство пришло в Эфиопию в 4 веке. Сейчас конфессия Эфиопской православной церкви составляет 38 млн верующих. Согласно канонам этой церкви изображения святых должны быть только двухмерными (иконы), трехмерные изображения (скульптуры) считаются первым шагом к идолопоклонству. К счастью, в современном мире, под влиянием других культур, искусство отступает от замшелых стереотипов, и на туристических рынках можно найти и трехмерные рождественские композиции. Например, вот эту, где волхвы носят традиционные эфиопские белые хлопковые одежды - шамма.
В собрании вертепов музея Гленкерн есть три бесспорных звезды. Одна из них - "Фламандский вертеп" семейного художественного тандема Карен Лочичисано и Майкла Палана из штата Нью-Джерси. Почти 10 лет (с 2014 по 2023 гг) они работали над своим шедевром,  на который их вдохновила картина Питера Брейгеля Старшего "Перепись в Вифлееме" (1566 г). Композиция включает в себя процессию из волхвов, пастухов, животных и горожан, спешащих увидеть новорожденного Спасителя.
В собрании вертепов музея Гленкерн есть три бесспорных звезды. Одна из них - "Фламандский вертеп" семейного художественного тандема Карен Лочичисано и Майкла Палана из штата Нью-Джерси. Почти 10 лет (с 2014 по 2023 гг) они работали над своим шедевром, на который их вдохновила картина Питера Брейгеля Старшего "Перепись в Вифлееме" (1566 г). Композиция включает в себя процессию из волхвов, пастухов, животных и горожан, спешащих увидеть новорожденного Спасителя.
Тут будет очень уместно рассказать о первоисточнике. Картина Питера Брейгеля Старшего "Перепись в Вифлееме" на первый взгляд кажется просто жанровой сценкой из жизни фламандского городка, но за невинной простотой картины кроется глубокий смысл.  Начнем издалека. Все евангелисты сходятся во мнении, что местом рождения Христа был Вифлеем. Но они же указывают, что перед самыми родами Иосиф и Мария жили в Назарете. Что заставило пуститься в путь глубоко беременную женщину и ее мужа? Согласно Луке, причиной тому послужила перепись населения, организованная римским императором Августом. По его указу, каждый иудей должен был для отчета прибыть по месту своей "регистрации", то есть туда, где он родился. Родным городом Иосифа был Вифлеем, а потому он, как законопослушный гражданин, собрал свои вещи и супругу, и выдвинулся в путь. Именно эта истрия и легла в основу картины фламандского художника. Но она послужила всего лишь маскировкой. В своей работе Брейгель показал произвол, которы чинили в Нидерландах представители власти - дом Габсбургов, к роду которых относился Филипп II Испанский (герб этого рода Брейгель поместил на стене дома, где ведется учет населения). Сама перепись в данном случае иносказание: под ней подразумевается грабительский сбор налогов, устроенный испанцами. И вот Иосиф и Мария совершенно растворились среди этой толпы, явившейся на перепись/сбор податей. О том, что это именно Святое семейство нам намекают традиционные для рождественских картин животные: вол и осел, на котором едет Мария, а также пила - инструмент плотника - которую несет Иосиф. Художник пытается сказать, что Христос здесь и сейчас, среди нас, но мы его не замечаем пока он вовне, а не в нашей душе. И пока его нет в душе, чудесам в обычной жизни нет места. Источник: <a rel="nofollow noreferrer noopener" onclick="AddGoToLog(this, '');" href="https://www.radiovan.fm/station/article/26859" class="ext_link" target="_blank">https://www.radiovan.fm/station/article/26859</a>
Тут будет очень уместно рассказать о первоисточнике. Картина Питера Брейгеля Старшего "Перепись в Вифлееме" на первый взгляд кажется просто жанровой сценкой из жизни фламандского городка, но за невинной простотой картины кроется глубокий смысл. Начнем издалека. Все евангелисты сходятся во мнении, что местом рождения Христа был Вифлеем. Но они же указывают, что перед самыми родами Иосиф и Мария жили в Назарете. Что заставило пуститься в путь глубоко беременную женщину и ее мужа? Согласно Луке, причиной тому послужила перепись населения, организованная римским императором Августом. По его указу, каждый иудей должен был для отчета прибыть по месту своей "регистрации", то есть туда, где он родился. Родным городом Иосифа был Вифлеем, а потому он, как законопослушный гражданин, собрал свои вещи и супругу, и выдвинулся в путь. Именно эта истрия и легла в основу картины фламандского художника. Но она послужила всего лишь маскировкой. В своей работе Брейгель показал произвол, которы чинили в Нидерландах представители власти - дом Габсбургов, к роду которых относился Филипп II Испанский (герб этого рода Брейгель поместил на стене дома, где ведется учет населения). Сама перепись в данном случае иносказание: под ней подразумевается грабительский сбор налогов, устроенный испанцами. И вот Иосиф и Мария совершенно растворились среди этой толпы, явившейся на перепись/сбор податей. О том, что это именно Святое семейство нам намекают традиционные для рождественских картин животные: вол и осел, на котором едет Мария, а также пила - инструмент плотника - которую несет Иосиф. Художник пытается сказать, что Христос здесь и сейчас, среди нас, но мы его не замечаем пока он вовне, а не в нашей душе. И пока его нет в душе, чудесам в обычной жизни нет места. Источник: https://www.radiovan.fm/station/article/26859
Но вернемся к Фламандскому вертепу. Художники мудро разделили труд: Карен занималась созданием фигурок животных и людей, а также одеждой, кроме Брейгеля вдохновившись картинами Ханса Мемлинга и Яна ван Эйка. Например, улыбающийся ангел, который стоит за спиной Марии, - это ребенок, которого художница увидела на одной из картин.
Но вернемся к Фламандскому вертепу. Художники мудро разделили труд: Карен занималась созданием фигурок животных и людей, а также одеждой, кроме Брейгеля вдохновившись картинами Ханса Мемлинга и Яна ван Эйка. Например, улыбающийся ангел, который стоит за спиной Марии, - это ребенок, которого художница увидела на одной из картин.
А Майкл занимался созданием архитектурных элементов, мебели и всяких прочих бытовых мелочей, которые сделали вертеп полным любопытных деталей, которые можно рассматривать часами.
А Майкл занимался созданием архитектурных элементов, мебели и всяких прочих бытовых мелочей, которые сделали вертеп полным любопытных деталей, которые можно рассматривать часами.
Хочу добавить, что Фламандский вертеп не единственная знаменитая работа тандема Палан - Лочичисано. В 2023 г одна из их композиций - "Американский вертеп" (см фото открытки) - была принята на выставку рождественских вертепов, которая проходила в Ватикане под Колоннадой на площади Св Петра.
Хочу добавить, что Фламандский вертеп не единственная знаменитая работа тандема Палан - Лочичисано. В 2023 г одна из их композиций - "Американский вертеп" (см фото открытки) - была принята на выставку рождественских вертепов, которая проходила в Ватикане под Колоннадой на площади Св Петра.
Анна Лоретто Мэстас. США. Рожденная в городе Хеменес Пуэбло, штат Нью-Мексико, Анна впервые начала работать с глиной в 9 лет. В 60-х гг 20 в она начала создавать рождественские вертепы, некоторые из которых сейчас находятся в коллекции Смитсонианского Института. Как вы можете заметить, эта композиция тоже с колоритом. На этот раз - индейцев пуэбло. Дитя Иисус лежит в традиционной индейской колыбельке, рот ангела приоткрыт (тоже традиция, визуально обозначающая рассказчика истории), а волхвы принесли дары, понятные и близкие жителям Новой Мексики: кукурузу, хлеб и перец чили.
Анна Лоретто Мэстас. США. Рожденная в городе Хеменес Пуэбло, штат Нью-Мексико, Анна впервые начала работать с глиной в 9 лет. В 60-х гг 20 в она начала создавать рождественские вертепы, некоторые из которых сейчас находятся в коллекции Смитсонианского Института. Как вы можете заметить, эта композиция тоже с колоритом. На этот раз - индейцев пуэбло. Дитя Иисус лежит в традиционной индейской колыбельке, рот ангела приоткрыт (тоже традиция, визуально обозначающая рассказчика истории), а волхвы принесли дары, понятные и близкие жителям Новой Мексики: кукурузу, хлеб и перец чили.
И еще один маленький колоритный вертеп из города Хеменес Пуэбло.
И еще один маленький колоритный вертеп из города Хеменес Пуэбло.
В одном из залов расположился вертеп-триптих. Каждое Рождественское утро детей семьи Питкерн (владельцев замка Гленкерн) начиналось того, что они одну за другой открывали завесы, закрывающие все три композиции, и снова и снова погружались в историю рождения Иисуса Христа.
В одном из залов расположился вертеп-триптих. Каждое Рождественское утро детей семьи Питкерн (владельцев замка Гленкерн) начиналось того, что они одну за другой открывали завесы, закрывающие все три композиции, и снова и снова погружались в историю рождения Иисуса Христа.
Композиция 1: Ангел, явившийся к пастухам с благой вестью.
Композиция 1: Ангел, явившийся к пастухам с благой вестью.
Композиция 2: Святое семейство.
Композиция 2: Святое семейство.
Композиция 3: Волхвы и звезда.
Композиция 3: Волхвы и звезда.
Масайский вертеп. Дж Кисило и С Кьяло. Кения, 2014. Раскрашенное эбеновое дерево. Еще одна композиция с местным колоритом: здесь Св Иосиф - воин, держит копье и щит, в руках у Марии - калебас из тыквы, полный молока. Ангел и волхвы имеют головные уборы из перьев, которые носят масайские воины, а волосы пастухов, как волосы молодых воителей, окрашены охрой. Вместо осла и быка - зебра и жираф. 
Этот вертеп, вырезанный из эбенового дерева, изготовлен в детском приюте С. Кьяло в Найроби. Средства от его продажи, как и от продажи других фигурок, идут на содержание детей-сирот из этого детского дома.
Масайский вертеп. Дж Кисило и С Кьяло. Кения, 2014. Раскрашенное эбеновое дерево. Еще одна композиция с местным колоритом: здесь Св Иосиф - воин, держит копье и щит, в руках у Марии - калебас из тыквы, полный молока. Ангел и волхвы имеют головные уборы из перьев, которые носят масайские воины, а волосы пастухов, как волосы молодых воителей, окрашены охрой. Вместо осла и быка - зебра и жираф. Этот вертеп, вырезанный из эбенового дерева, изготовлен в детском приюте С. Кьяло в Найроби. Средства от его продажи, как и от продажи других фигурок, идут на содержание детей-сирот из этого детского дома.
Польский вертеп. 2002 г. Береза, ветки, солома. Поляки очень любят рождественские композиции: их можно найти чуть ли не в каждом первом доме. А еще  очень популярны "живые вертепы" - рождественские представления, которые показывают в школах и церквях. Самая знаменитая постановка - от монахов-францисканцев. Еще у поляков популярна резьба по дереву. Вот этот польский вертеп интересен тем, что низ всех фигурок, кроме фигурки Христа, остался необработанным и видна естественная красота бересты.
Польский вертеп. 2002 г. Береза, ветки, солома. Поляки очень любят рождественские композиции: их можно найти чуть ли не в каждом первом доме. А еще очень популярны "живые вертепы" - рождественские представления, которые показывают в школах и церквях. Самая знаменитая постановка - от монахов-францисканцев. Еще у поляков популярна резьба по дереву. Вот этот польский вертеп интересен тем, что низ всех фигурок, кроме фигурки Христа, остался необработанным и видна естественная красота бересты.
Еще один уникальный вертеп, созданный специально для семьи Питкерн. В роли пещеры, где родился Христос, их любимый дом - замок Гленкерн. (Тут обратите внимание на картину на стене в правой части вертепа).
Еще один уникальный вертеп, созданный специально для семьи Питкерн. В роли пещеры, где родился Христос, их любимый дом - замок Гленкерн. (Тут обратите внимание на картину на стене в правой части вертепа).
А вот и пруфы: замок Гленкерн снаружи.
А вот и пруфы: замок Гленкерн снаружи.
А вот и картина, на которую я просила вас обратить внимание на фотографии замка-вертепа. Интересный факт: прообразом для этой картины послужила иллюстрация в одной из детских книг с библейскими историями, которые любили читать маленькие Питкерны. Эта картинка так им нравилась, что родители заказали у местного художника ее "широкоформатную" копию.
А вот и картина, на которую я просила вас обратить внимание на фотографии замка-вертепа. Интересный факт: прообразом для этой картины послужила иллюстрация в одной из детских книг с библейскими историями, которые любили читать маленькие Питкерны. Эта картинка так им нравилась, что родители заказали у местного художника ее "широкоформатную" копию.
Витражи главного холла замка Гленкерн (отсылку к ним тоже можно увидеть в вертепе).
Витражи главного холла замка Гленкерн (отсылку к ним тоже можно увидеть в вертепе).
Родриго Канил, Гватемала. 2016 г,  раскрашенное дерево. Гватемальская культура представляет собой микс из испанского и майянского наследий. От индейцев майя гватемальцам досталась любовь к тканям ярких цветов с растительными принтами, от испанцев - религия. Этот вертеп, изготовленный юными художниками в мастерской Родриго Канила, - как отражение двойного культурного кода. Младенец Христос лежит в яслях и держит в руках игрушку,  своими очертаниями напоминающими петуха. Эта форма - отсылка к Misa de Gallo (Петушиной мессе) - праздничной мессе, которую в Гватемале служат в полночь накануне Рождества. Согласно местным повериям, в ночь рождения Христа первым весть о явлении Спасителя в этот мир принес петух, закукарекавший ровно в полночь.
Родриго Канил, Гватемала. 2016 г, раскрашенное дерево. Гватемальская культура представляет собой микс из испанского и майянского наследий. От индейцев майя гватемальцам досталась любовь к тканям ярких цветов с растительными принтами, от испанцев - религия. Этот вертеп, изготовленный юными художниками в мастерской Родриго Канила, - как отражение двойного культурного кода. Младенец Христос лежит в яслях и держит в руках игрушку, своими очертаниями напоминающими петуха. Эта форма - отсылка к Misa de Gallo (Петушиной мессе) - праздничной мессе, которую в Гватемале служат в полночь накануне Рождества. Согласно местным повериям, в ночь рождения Христа первым весть о явлении Спасителя в этот мир принес петух, закукарекавший ровно в полночь.
Владимир Кравченко, Украина. 2022 г., липа.  Владимир живет в маленьком городке подо Львовом. Резьбой по дереву он увлекся с 14 лет, а с 16 лет понял, что  это его истинное призвание. Эта композиция - его видение идеального рождественнского вертепа. Сам резчик признается, что хочет, чтобы его творения  послужили утешением его соотечественникам, которые переживают нелегкие времена.
Владимир Кравченко, Украина. 2022 г., липа. Владимир живет в маленьком городке подо Львовом. Резьбой по дереву он увлекся с 14 лет, а с 16 лет понял, что это его истинное призвание. Эта композиция - его видение идеального рождественнского вертепа. Сам резчик признается, что хочет, чтобы его творения послужили утешением его соотечественникам, которые переживают нелегкие времена.
В первом зале замка Гленкерн, который раньше служил парадной столовой, стоит красавица-ель, украшенная рождественскими ангелами и винтажными елочными игрушками, переданными в дар музею францисканским монахом Бобом Райнке из штата Нью-Джерси. Под ней - еще один бриллиант из собрания замка - Большой неаполитанский вертеп, созданный А. Дж ДиАнтонио специально для местной выставки в 2023 г. Сама композиция вдохновлена "Ангельским деревом" и вертепом под ним, которые ежегодно выставляются в нью-йоркском музее Метрополитен.  
Также, пожалуйста, обратите внимание на красную звезду под потолком, над елью. Это так называемая "Моравская звезда", считающаяся олицетворением звезды Вифлеемской. Дизайн ее был разработан в 1830 г на уроке геометрии в Моравской церковной школе немецкого города Ниске. Немецкая компания Хернхут производила такие звезды более 160 лет. Конкретно у этого экземляра - любопытная история. Некий Оскар Боэм купил ее в подарок своей сестре Эрне в начале XX в. В 1928 г семья Оскара переехала из неспокойной Герамании в США, а вот его сестра - осталась на родине. Эрна вместе с Германией пережила Вторую мировую войну, и после войны оказалось, что теперь она живет в ГДР. В 1950-х гг Эрна отправила Моравскую звезду, которая прошла с ней немало испытаний, в США, брату. Оскар работал пономарем в одной из методистких церквей Филадельфии, и звезда очень долго украшала тамошнюю ель, пока не оказалась в коллекции музея Гленкерн как подарок от семьи Боэм.
В первом зале замка Гленкерн, который раньше служил парадной столовой, стоит красавица-ель, украшенная рождественскими ангелами и винтажными елочными игрушками, переданными в дар музею францисканским монахом Бобом Райнке из штата Нью-Джерси. Под ней - еще один бриллиант из собрания замка - Большой неаполитанский вертеп, созданный А. Дж ДиАнтонио специально для местной выставки в 2023 г. Сама композиция вдохновлена "Ангельским деревом" и вертепом под ним, которые ежегодно выставляются в нью-йоркском музее Метрополитен. Также, пожалуйста, обратите внимание на красную звезду под потолком, над елью. Это так называемая "Моравская звезда", считающаяся олицетворением звезды Вифлеемской. Дизайн ее был разработан в 1830 г на уроке геометрии в Моравской церковной школе немецкого города Ниске. Немецкая компания Хернхут производила такие звезды более 160 лет. Конкретно у этого экземляра - любопытная история. Некий Оскар Боэм купил ее в подарок своей сестре Эрне в начале XX в. В 1928 г семья Оскара переехала из неспокойной Герамании в США, а вот его сестра - осталась на родине. Эрна вместе с Германией пережила Вторую мировую войну, и после войны оказалось, что теперь она живет в ГДР. В 1950-х гг Эрна отправила Моравскую звезду, которая прошла с ней немало испытаний, в США, брату. Оскар работал пономарем в одной из методистких церквей Филадельфии, и звезда очень долго украшала тамошнюю ель, пока не оказалась в коллекции музея Гленкерн как подарок от семьи Боэм.
Уникальность Большого неаполитанского вертепа ДиАнтонио в том, что все 176 статуэток из папье-маше, задействованные в сцене, из его личной коллекции! Фигурки изготовленны в знаменитых итальянских мастерских Фонтанини и Евромарчи (в период с 1930 по 1960е гг).
Уникальность Большого неаполитанского вертепа ДиАнтонио в том, что все 176 статуэток из папье-маше, задействованные в сцене, из его личной коллекции! Фигурки изготовленны в знаменитых итальянских мастерских Фонтанини и Евромарчи (в период с 1930 по 1960е гг).
В соответствии со всеми канонами неаполитанской традиции вертепов, центр композиции - Святое семейство в хлеву - окружен элементами сельской жизни: пастух гонит стадо, селяне работают в полях, а звуки труб и флейт эхом разносятся над рекой. Река, кстати, обязательный элемент неаполитанской композиции: она знак текущего времени, жизненного цикла, рождения и смерти, граница между прошлым и будущим, между миром живых и мертвых. Возле реки обычно присутствуют прачки, изображающие акушерок, спешаших на помощь Святой Марии (кроме того, белье является символом непорочности Божьей Матери), а также рыбак как символ жизни и охотник как символ смерти.
В соответствии со всеми канонами неаполитанской традиции вертепов, центр композиции - Святое семейство в хлеву - окружен элементами сельской жизни: пастух гонит стадо, селяне работают в полях, а звуки труб и флейт эхом разносятся над рекой. Река, кстати, обязательный элемент неаполитанской композиции: она знак текущего времени, жизненного цикла, рождения и смерти, граница между прошлым и будущим, между миром живых и мертвых. Возле реки обычно присутствуют прачки, изображающие акушерок, спешаших на помощь Святой Марии (кроме того, белье является символом непорочности Божьей Матери), а также рыбак как символ жизни и охотник как символ смерти.
И тут же рядом пекарь печет хлеб, снуют туда-сюда разносчики, спешат по делам женщины с детьми - обычная жизнь шумного приморского городка. Печь - еще один обязательный элемент неаполитанского вертепа. В ней пекут хлеб, а хлеб - это символ Христа, который в Священных Писаниях определяется как "хлеб жизни". Кроме того, это и напоминание о том, что "не хлебом единым жив человек, но словом и делами"
И тут же рядом пекарь печет хлеб, снуют туда-сюда разносчики, спешат по делам женщины с детьми - обычная жизнь шумного приморского городка. Печь - еще один обязательный элемент неаполитанского вертепа. В ней пекут хлеб, а хлеб - это символ Христа, который в Священных Писаниях определяется как "хлеб жизни". Кроме того, это и напоминание о том, что "не хлебом единым жив человек, но словом и делами"
Ну и куда же без колоритных волхвов с их верблюдами и шатрами! Без них, как говорится, не освятится! Волхвов трое, потому что они символизируют три фазы дня: утро, полдень и вечер. Обязательна также и фигура цыганки, олицетворяющая собой пророчество, предсказание о рождении Христа.
Ну и куда же без колоритных волхвов с их верблюдами и шатрами! Без них, как говорится, не освятится! Волхвов трое, потому что они символизируют три фазы дня: утро, полдень и вечер. Обязательна также и фигура цыганки, олицетворяющая собой пророчество, предсказание о рождении Христа.
Семья Хименес и друзья, Никарагуа, вертеп "Небесный сонм". Крашенное дерево, 2017 г. Эта композиция из Святого семейства, волхвов и 8 небесных ангелов вырезалась всей семьей Хименес (детьми и взрослыми) из кедрового дерева. Потом ее передали другой семье, которая красиво расписала фигурки яркими красками, нарядив их в одежды с традиционными никарагуанскими цветочными узорами.
Семья Хименес и друзья, Никарагуа, вертеп "Небесный сонм". Крашенное дерево, 2017 г. Эта композиция из Святого семейства, волхвов и 8 небесных ангелов вырезалась всей семьей Хименес (детьми и взрослыми) из кедрового дерева. Потом ее передали другой семье, которая красиво расписала фигурки яркими красками, нарядив их в одежды с традиционными никарагуанскими цветочными узорами.
Бьерн Келер, Германия. Ель, 2015 г. Токарь Бьерн Келер организовал свою компанию в 1989 г. В 1991 г, чтобы порадовать троих детей, он создал вертеп с фигурками в своем, уникальном стиле. В 1993 г Ассоциация мастеров-ремесленников и изготовителей игрушек Эрцгебирге удостоила его награды за дизайн и форму. Мастерская Бьерна работает до сих пор и славится далеко за пределами страны.
Бьерн Келер, Германия. Ель, 2015 г. Токарь Бьерн Келер организовал свою компанию в 1989 г. В 1991 г, чтобы порадовать троих детей, он создал вертеп с фигурками в своем, уникальном стиле. В 1993 г Ассоциация мастеров-ремесленников и изготовителей игрушек Эрцгебирге удостоила его награды за дизайн и форму. Мастерская Бьерна работает до сих пор и славится далеко за пределами страны.
Лесото, 2019 г. Войлок, ткань, картон. 95% населения Лесото - бывшей британской колонии - исповедуют христианство. Пещера вертепа представлена в виде традиционного лесотского жилища с конусообразной крышей, повторяющей очертания популярной среди местного населения соломенной шляпы мокоротло. Шляпа, в свою очередь, сделана по образу местной горы Килоне возле Таба Восу и является национальным символом. 
PS. Обратите внимание на рисунок коровы и барашков на задней стене и вышитую Вифлеемскую звезду на крышке - ну просто мимими :)
Лесото, 2019 г. Войлок, ткань, картон. 95% населения Лесото - бывшей британской колонии - исповедуют христианство. Пещера вертепа представлена в виде традиционного лесотского жилища с конусообразной крышей, повторяющей очертания популярной среди местного населения соломенной шляпы мокоротло. Шляпа, в свою очередь, сделана по образу местной горы Килоне возле Таба Восу и является национальным символом. PS. Обратите внимание на рисунок коровы и барашков на задней стене и вышитую Вифлеемскую звезду на крышке - ну просто мимими :)
Мадагаскар (ну это уже по баобабам понятно )), 2014 г., дерево фаназава. Мадагаскар - четвертый по величине остров в мире. Половина его населения исповедует языческие верования, вторая половина - ислам и христианство. Этот вертеп был вырезан из местного дерева фаназава, которое славится своим нежно-кремовым цветом. Также славится и малагасийская резьба по дереву (особенно знамениты работы племени Зафиманири). В 2008 г это искусство было включено в список нематериального наследия ЮНЕСКО.
Мадагаскар (ну это уже по баобабам понятно )), 2014 г., дерево фаназава. Мадагаскар - четвертый по величине остров в мире. Половина его населения исповедует языческие верования, вторая половина - ислам и христианство. Этот вертеп был вырезан из местного дерева фаназава, которое славится своим нежно-кремовым цветом. Также славится и малагасийская резьба по дереву (особенно знамениты работы племени Зафиманири). В 2008 г это искусство было включено в список нематериального наследия ЮНЕСКО.
Северный вертеп. Норвегия, береза, 2023 г. Как ни странно, но в регионе, который славится резьбой по дереву, изготовление вертепов почему-то не популярно. Исключение - небольшая семейная мастерская Хеннинг, сотрудники которой до сих пор вырезают и раскрашивают фигурки вручную. 
Этот вертеп тоже можно смело добавить в группу "вертепы с местным колоритом": типичная морозная скандинавская ночь с яркими звездами и частоколом елей, заметенных высокими сугробами, сверкающими в свете фонарей словно россыпь бриллиантов.
Северный вертеп. Норвегия, береза, 2023 г. Как ни странно, но в регионе, который славится резьбой по дереву, изготовление вертепов почему-то не популярно. Исключение - небольшая семейная мастерская Хеннинг, сотрудники которой до сих пор вырезают и раскрашивают фигурки вручную. Этот вертеп тоже можно смело добавить в группу "вертепы с местным колоритом": типичная морозная скандинавская ночь с яркими звездами и частоколом елей, заметенных высокими сугробами, сверкающими в свете фонарей словно россыпь бриллиантов.
Ван Ньясулу, Малави, 2017 г, тиковое дерево. Три четвертых всего населения Малави исповедуют христианство. И оно у них тоже с местным колоритом. Так, в вертепе резчика Ван Ньясулу (который занимается резьбой по дереву с 14 лет) вместо пещеры - хижина-навес и вместо овец и ослов, привычные малавийцам животные: буйвол, леопард, лев, слон, жираф и носорог.
Ван Ньясулу, Малави, 2017 г, тиковое дерево. Три четвертых всего населения Малави исповедуют христианство. И оно у них тоже с местным колоритом. Так, в вертепе резчика Ван Ньясулу (который занимается резьбой по дереву с 14 лет) вместо пещеры - хижина-навес и вместо овец и ослов, привычные малавийцам животные: буйвол, леопард, лев, слон, жираф и носорог.
Шведский вертеп, Гуннар Джонсон, раскрашенное дерево, 2019 г. Интересный факт: в XIX - нач XX в институт церкви Швеции (евангелическо-лютеранской) не поощрял создания трехмерных рождественских композиций. Первое отступление от этого канона произошло в 1886 г в одной из храмов епархии Скары. Нынче вертепы очень популярны, и их можно найти чуть ли не в каждой первой церкви Швеции.
Шведский вертеп, Гуннар Джонсон, раскрашенное дерево, 2019 г. Интересный факт: в XIX - нач XX в институт церкви Швеции (евангелическо-лютеранской) не поощрял создания трехмерных рождественских композиций. Первое отступление от этого канона произошло в 1886 г в одной из храмов епархии Скары. Нынче вертепы очень популярны, и их можно найти чуть ли не в каждой первой церкви Швеции.
Вертеп "барро бетус". Жерар Ортега, Мексика, глина, 2018 г. Художник в 4-м поколении, Жерар Ортега продолжает традицию изготовления популярных в Мексике фигурок "барро бетус", начатую неким Хулианом Асеро еще в 1900-х гг.  Это особый вид глиняных статуэток, раскрашенных в яркие краски и покрытых блестящим лаком. Собственно "барро бетус" - это и есть название лака, который готовят из сосновой смолы.
Вертеп "барро бетус". Жерар Ортега, Мексика, глина, 2018 г. Художник в 4-м поколении, Жерар Ортега продолжает традицию изготовления популярных в Мексике фигурок "барро бетус", начатую неким Хулианом Асеро еще в 1900-х гг. Это особый вид глиняных статуэток, раскрашенных в яркие краски и покрытых блестящим лаком. Собственно "барро бетус" - это и есть название лака, который готовят из сосновой смолы.
Неаполитанский вертеп (да, еще один). Фигурки производства конца XIX - нач XX вв. Дерево, проволока, шелк, терракота. В главном холле замка Гленкерн расположился самый драгоценный бриллиант из его рождественской коллекции - Неаполитанский пресепио ("вертеп" в переводе с итальянского). Больше тридцати лет фигурки для этого вертепа собирались местной художницей Элизабет Энн Эванс. Во вермя своих ежегодных командировок в Италию, она обязательно приезжала в Неаполь и покупала статуэтки местного производства.
Неаполитанский вертеп (да, еще один). Фигурки производства конца XIX - нач XX вв. Дерево, проволока, шелк, терракота. В главном холле замка Гленкерн расположился самый драгоценный бриллиант из его рождественской коллекции - Неаполитанский пресепио ("вертеп" в переводе с итальянского). Больше тридцати лет фигурки для этого вертепа собирались местной художницей Элизабет Энн Эванс. Во вермя своих ежегодных командировок в Италию, она обязательно приезжала в Неаполь и покупала статуэтки местного производства.
Золотым веком пресепио (неаполитанских вертепов) можно назвать XVIII в столетие, когда сформировались основные принципы их композиционирования. В те времена многие церкви и аристократические семьи на Рождество выставляли вертепы один другого роскошнее и замысловатее. Неаполитанские рождественские вертепы часто называют "переводом Библии на неаполитанский диалект". Как правило, для них характерны четыре композиционные сцены: рождение Христа, поклонение волхвов, поклонение пастухов и постоялый двор (или таверна). В большинстве случаев, все они скомбинированны в одном вертепе. Подробнее об обязательных элементах вертепа можно прочитать тут: <a rel="nofollow noreferrer noopener" onclick="AddGoToLog(this, '');" href="https://andrenapoli.livejournal.com/224761.html" class="ext_link" target="_blank">https://andrenapoli.livejournal.com/224761.html</a>
Золотым веком пресепио (неаполитанских вертепов) можно назвать XVIII в столетие, когда сформировались основные принципы их композиционирования. В те времена многие церкви и аристократические семьи на Рождество выставляли вертепы один другого роскошнее и замысловатее. Неаполитанские рождественские вертепы часто называют "переводом Библии на неаполитанский диалект". Как правило, для них характерны четыре композиционные сцены: рождение Христа, поклонение волхвов, поклонение пастухов и постоялый двор (или таверна). В большинстве случаев, все они скомбинированны в одном вертепе. Подробнее об обязательных элементах вертепа можно прочитать тут: https://andrenapoli.livejournal.com/224761.html
Несмотря на то, что все фигурки вертепа одеты в одежду, характерную для жителей  и гостей Неаполя XVIII в (к этому же столетию отсылают и постройки, и артефакты из повседневной жизни шумного портового города), архитектурным оформлением для главной сцены вертепа - рождения Христа - служат древнеримские развалины. Это сделано специально, чтобы подчеркнуть конец эры язычества и рассвет христианства. У подножия ступений храма можно увидеть нищего - еще один обязательный элемент вертепа. Нищие символизируют собой души в Чистилище, которые просят молитвы у живых.
Несмотря на то, что все фигурки вертепа одеты в одежду, характерную для жителей и гостей Неаполя XVIII в (к этому же столетию отсылают и постройки, и артефакты из повседневной жизни шумного портового города), архитектурным оформлением для главной сцены вертепа - рождения Христа - служат древнеримские развалины. Это сделано специально, чтобы подчеркнуть конец эры язычества и рассвет христианства. У подножия ступений храма можно увидеть нищего - еще один обязательный элемент вертепа. Нищие символизируют собой души в Чистилище, которые просят молитвы у живых.
И еще немного об обязательных аттрибутах неаполитанского пресепио. Сюда входят:
а) таверна (постоялый двор/гостиница) - место со сложным смыслом. Она символизирует опасность путешествия и ночи, противопоставление мира материального и духовного, предзнаменование предательства Иисуса Иудой во время тайной вечери. А еще таверна - символ неаполитанского населения, привыкшего к трапезами и карнавалам 
б) обязательна неожиданная фигура - язычник Чиччибакко с винными бочками. Он указывает на тонкую грань между священным и земным, вечную борьбу добра и зла. 
в) Продавцы еды. Их всегда 12, потому что они символизириуют 12 месяцев в году. Мясник - это январь, продавец сыра - февраль и тд. Интересно, что продавец арбузов символизирует собой август, а продавец каштанов - ноябрь. PS Подозреваю, что они символизируют и 12 апостолов, но точного подтверждения этому не нашла.
И еще немного об обязательных аттрибутах неаполитанского пресепио. Сюда входят: а) таверна (постоялый двор/гостиница) - место со сложным смыслом. Она символизирует опасность путешествия и ночи, противопоставление мира материального и духовного, предзнаменование предательства Иисуса Иудой во время тайной вечери. А еще таверна - символ неаполитанского населения, привыкшего к трапезами и карнавалам б) обязательна неожиданная фигура - язычник Чиччибакко с винными бочками. Он указывает на тонкую грань между священным и земным, вечную борьбу добра и зла. в) Продавцы еды. Их всегда 12, потому что они символизириуют 12 месяцев в году. Мясник - это январь, продавец сыра - февраль и тд. Интересно, что продавец арбузов символизирует собой август, а продавец каштанов - ноябрь. PS Подозреваю, что они символизируют и 12 апостолов, но точного подтверждения этому не нашла.
Ну и, как вы успели уже заметить, для вертепов обязательно и упоминание сельхоз живности: быка, осла и овец. Бык (как олицетворение добра) и осел (как олицетворение зла) своим дыханием обогревали ясли, где лежал Иисус, а овцы представляют собой "стадо" верных, которые встречают Бога благодаря мудрому руководству пастырей - священников (тоже всегда присутствуют в вертепах).
Ну и, как вы успели уже заметить, для вертепов обязательно и упоминание сельхоз живности: быка, осла и овец. Бык (как олицетворение добра) и осел (как олицетворение зла) своим дыханием обогревали ясли, где лежал Иисус, а овцы представляют собой "стадо" верных, которые встречают Бога благодаря мудрому руководству пастырей - священников (тоже всегда присутствуют в вертепах).
Как я уже писала выше, фигурки для вертепов были собраны художницей Элизабет Энн Эванс. После ее смерти, по завещанию, сестра покойной передала их в дар музею Гленкерн. Интересно, что недавно среди вещей усопшей художницы были обнаружены еще несколько фигурок ангелов, которые в следующем году будут добавлены в композицию Неаполитанского вертепа. А вот установкой композиции занималась другая местная художница - Кэтлин Гленн Питкерн, та, чьи предки построили этот чудесный замок на просторах Пенсильвании.
Как я уже писала выше, фигурки для вертепов были собраны художницей Элизабет Энн Эванс. После ее смерти, по завещанию, сестра покойной передала их в дар музею Гленкерн. Интересно, что недавно среди вещей усопшей художницы были обнаружены еще несколько фигурок ангелов, которые в следующем году будут добавлены в композицию Неаполитанского вертепа. А вот установкой композиции занималась другая местная художница - Кэтлин Гленн Питкерн, та, чьи предки построили этот чудесный замок на просторах Пенсильвании.
Шопка - вертеп с куклами-марионетками. Польша, 2014 г. Дерево, ткань. В Польше на протяжении  XVIII и XIX вв были популярны шопка - переносные кукольные театры-вертепы, в которых под аккомпанимент рождественских песен разыгрывались представления на тему рождения Христа. В этом вертепе представлены куклы символизирующие Святое семейство, пастуха и трех волхвов. Трехэтажная сцена для вертепа изготовлена вышеупомянутой художницей Кэтлин Гленн Питкерн.
Шопка - вертеп с куклами-марионетками. Польша, 2014 г. Дерево, ткань. В Польше на протяжении XVIII и XIX вв были популярны шопка - переносные кукольные театры-вертепы, в которых под аккомпанимент рождественских песен разыгрывались представления на тему рождения Христа. В этом вертепе представлены куклы символизирующие Святое семейство, пастуха и трех волхвов. Трехэтажная сцена для вертепа изготовлена вышеупомянутой художницей Кэтлин Гленн Питкерн.
Перувианский вертеп. Альберто Апарисио Кончари. 2014 г. Глина. При создании своего вертепа художник вдохновился чичимилко - крашенными в белый цвет с черными узорами глиняными фигурками культуры Чанкай (культура еще доколумбовской эпохи). Кроме того, головные уборы и роспись лиц геометрическими узорами - это некий оммаж племени Ашанинка, коренному населению Перу, проживающих в джунглях Амазонки.
Перувианский вертеп. Альберто Апарисио Кончари. 2014 г. Глина. При создании своего вертепа художник вдохновился чичимилко - крашенными в белый цвет с черными узорами глиняными фигурками культуры Чанкай (культура еще доколумбовской эпохи). Кроме того, головные уборы и роспись лиц геометрическими узорами - это некий оммаж племени Ашанинка, коренному населению Перу, проживающих в джунглях Амазонки.
Калтажиронский вертеп. Пиппо Джовани, Сицилия, последня четв XX в. Глина. Фигурки сицилийских рождественских композиций имеют свою отличительную черту: вылепленные из глины, их одежды кажутся изготовленными из ткани. Такой дизайн был придуман сицилийским художником Джакомо Бонджиовани, в начале XVIII в. Отец Джакомо был портным, и таким образом художник попытался увековечить память о нем.
Калтажиронский вертеп. Пиппо Джовани, Сицилия, последня четв XX в. Глина. Фигурки сицилийских рождественских композиций имеют свою отличительную черту: вылепленные из глины, их одежды кажутся изготовленными из ткани. Такой дизайн был придуман сицилийским художником Джакомо Бонджиовани, в начале XVIII в. Отец Джакомо был портным, и таким образом художник попытался увековечить память о нем.
Вертеп с короной. Нью-Мексико, США. Дерево, 2018 г. Сабинита Лопес Ортиз. В начале XX в в церквях штата Нью-Мексико во время Рождества было принято ставить на алтарь рождественские вертепы, вырезанные из дерева. Одним из самых знаменитых сантьеро (резчиков по дереву, кто специализировался на изготовлении фигурок святых) был Хосе Долорес Лопес. Его потомки продолжили фамильное дело. Внучка Сабинита, которая впервые начала вырезать фигурки из осины в 8 лет, сейчас знаменита не менее, чем ее дед. Ее авторская находка - коронита - маленькая корона из ветви ивы, которая окружает Святое семейство.
Вертеп с короной. Нью-Мексико, США. Дерево, 2018 г. Сабинита Лопес Ортиз. В начале XX в в церквях штата Нью-Мексико во время Рождества было принято ставить на алтарь рождественские вертепы, вырезанные из дерева. Одним из самых знаменитых сантьеро (резчиков по дереву, кто специализировался на изготовлении фигурок святых) был Хосе Долорес Лопес. Его потомки продолжили фамильное дело. Внучка Сабинита, которая впервые начала вырезать фигурки из осины в 8 лет, сейчас знаменита не менее, чем ее дед. Ее авторская находка - коронита - маленькая корона из ветви ивы, которая окружает Святое семейство.
Вертеп Торстена Сигстеда. Пенсильвания, США. Крашеное дерево, 1955 г. Сигстед родился в Стокгольме (Швеция), в регионе, где процветало искусство резьбы по дереву. В нач 20-х гг XX в талантливый резчик выиграл национальный конкурс на право декорировать резьбой Васаорден - корабль, который использовала шведская королевская семья во время торжественных церемоний. В 1928 г Сигстед эмигрировал в США и поселился в Брин Афин, городке, где немного позже был возведен замок Гленкерн.
Вертеп Торстена Сигстеда. Пенсильвания, США. Крашеное дерево, 1955 г. Сигстед родился в Стокгольме (Швеция), в регионе, где процветало искусство резьбы по дереву. В нач 20-х гг XX в талантливый резчик выиграл национальный конкурс на право декорировать резьбой Васаорден - корабль, который использовала шведская королевская семья во время торжественных церемоний. В 1928 г Сигстед эмигрировал в США и поселился в Брин Афин, городке, где немного позже был возведен замок Гленкерн.
Вертеп из банановых листьев. Венесуэла, 2018 г. Банановые листья, сланец, золотая нить, дерево. Эта рождественская композиция изготовлена из банановых листьев, сначала вымоченных, чтобы придать им гибкость и форму, потом высушенных и покрытых шеллаком. Фигурки расписаны вручную и украшены золотой нитью. В Венесуэле, как и в Гватемале, среди католиков популярна полуночная Петушиная месса (Misa di Gallo). После мессы верующих дома ждет трапеза, одно из обязательных блюд которой - приготовленные на пару Халлакас: микс из кукурузы, свинины, говядины, курицы, оливок и специй, завернутый в банановые листья.
Вертеп из банановых листьев. Венесуэла, 2018 г. Банановые листья, сланец, золотая нить, дерево. Эта рождественская композиция изготовлена из банановых листьев, сначала вымоченных, чтобы придать им гибкость и форму, потом высушенных и покрытых шеллаком. Фигурки расписаны вручную и украшены золотой нитью. В Венесуэле, как и в Гватемале, среди католиков популярна полуночная Петушиная месса (Misa di Gallo). После мессы верующих дома ждет трапеза, одно из обязательных блюд которой - приготовленные на пару Халлакас: микс из кукурузы, свинины, говядины, курицы, оливок и специй, завернутый в банановые листья.
Центром любого вертепа всегда является Святое семейство. В главном зале музея Гленкерн есть стеллаж со Святыми семействами со всего мира. Итак, левый ряд, сверху вниз: США, Мексика, Месика и Нью-Мексико (уже знакомый нам город Хименес Пуэбло), ЮАР (земля Зулу). Средний ряд, сверху вниз: США, Германия и две мексиканских группы, Египет, Бутан и Гана. Правый ряд, сверху вниз: Испания, Германия и ЮАР, Франция.
Центром любого вертепа всегда является Святое семейство. В главном зале музея Гленкерн есть стеллаж со Святыми семействами со всего мира. Итак, левый ряд, сверху вниз: США, Мексика, Месика и Нью-Мексико (уже знакомый нам город Хименес Пуэбло), ЮАР (земля Зулу). Средний ряд, сверху вниз: США, Германия и две мексиканских группы, Египет, Бутан и Гана. Правый ряд, сверху вниз: Испания, Германия и ЮАР, Франция.
Металлический барельеф на тему рождения Христа. К моей великой досаде, никакого описания по нему у меня не сохранилось :( Но не добавить его в альбом не могу. Очень уж он красивый.
Металлический барельеф на тему рождения Христа. К моей великой досаде, никакого описания по нему у меня не сохранилось :( Но не добавить его в альбом не могу. Очень уж он красивый.
Рождественская икона. Техника левкас. 2013 г. Сьюзан Келли фон Медикус. Рожденная в романо-каталической семье в Филадельфии, художница Сьюзан является племянницей знаменитой голливудской актрисы Грейс Келли, которая вышла замуж за принца Монако Ренье III. Недавно она, по заказу своего кузена принца Альберта II, закончила икону для монакского собора Св Николая.
Но поговорим именно об этой работе. Византийское искусство иконографии развивалось в течении многих столетий, и потому каждая икона - это квинтэссенция символов, зашифрованное послание, которое могут прочесть только знающие и истинно верующие. Так, изображение в правом верхнем углу иконы символизирует развергшиеся Небеса и нисхождение Св Троицы. Пещера символизирует Тьму, в которой прибывал мир до рождения Света - Христа Спасителя. Пеленки, в которые завернут младенец Христос, и ясли, в которых он возлежит, напоминают похоронный саван и гробницу - как отсылку к тому, что Христу суждено умереть и воскреснуть вновь. Вол и осел олицетворяют собой вечный баланс добра и зла. Гора символизирует собой восхождение и нисхождение Святого духа. Рама иконы украшена бутонами роз как символами любви Марии к ее сыну, и шипами как символами ее скорби о его страданиях.
Рождественская икона. Техника левкас. 2013 г. Сьюзан Келли фон Медикус. Рожденная в романо-каталической семье в Филадельфии, художница Сьюзан является племянницей знаменитой голливудской актрисы Грейс Келли, которая вышла замуж за принца Монако Ренье III. Недавно она, по заказу своего кузена принца Альберта II, закончила икону для монакского собора Св Николая. Но поговорим именно об этой работе. Византийское искусство иконографии развивалось в течении многих столетий, и потому каждая икона - это квинтэссенция символов, зашифрованное послание, которое могут прочесть только знающие и истинно верующие. Так, изображение в правом верхнем углу иконы символизирует развергшиеся Небеса и нисхождение Св Троицы. Пещера символизирует Тьму, в которой прибывал мир до рождения Света - Христа Спасителя. Пеленки, в которые завернут младенец Христос, и ясли, в которых он возлежит, напоминают похоронный саван и гробницу - как отсылку к тому, что Христу суждено умереть и воскреснуть вновь. Вол и осел олицетворяют собой вечный баланс добра и зла. Гора символизирует собой восхождение и нисхождение Святого духа. Рама иконы украшена бутонами роз как символами любви Марии к ее сыну, и шипами как символами ее скорби о его страданиях.
Рождественский вертеп и Св. Франциск Асизский. Разрисованная керамика, 1990 г. Дар уже упомянутого выше францисканского монаха брата Боба Райнке из штата Нью-Джерси. Согласно христианской традиции, первый рождественский вертеп создал Св. Франциск Асизский. По легенде, в 1223 г, в лесах подле итальянского города Гречичио, он организовал первую композицию из животных и яслей, наполеннных сеном, чтобы визуализировать для верующих историю рождения Иисуса Христа. Историю о любви и ненависти, отчаянии и надежде, геноциде и рождении, доброте и жестокосердии, долгой дороге и обретении приюта, глубокой тьме и воссиявшей новой звезде.
Рождественский вертеп и Св. Франциск Асизский. Разрисованная керамика, 1990 г. Дар уже упомянутого выше францисканского монаха брата Боба Райнке из штата Нью-Джерси. Согласно христианской традиции, первый рождественский вертеп создал Св. Франциск Асизский. По легенде, в 1223 г, в лесах подле итальянского города Гречичио, он организовал первую композицию из животных и яслей, наполеннных сеном, чтобы визуализировать для верующих историю рождения Иисуса Христа. Историю о любви и ненависти, отчаянии и надежде, геноциде и рождении, доброте и жестокосердии, долгой дороге и обретении приюта, глубокой тьме и воссиявшей новой звезде.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому